«Пранаяма» – это четвёртая ступень йоги. Данное понятие достаточно объёмное, и его сложно вместить в какой-либо ужатый перевод. Наиболее близким значением является «искусство дыхания», но и оно полностью не отражает всю суть пранаямы, а указывает лишь на способ, посредством которого достигается определённая цель.
Слово «прана» можно перевести как дыхание, вдох, жизнь, энергия, сила, ветер и др. Вторая часть «аяма» означает вытяжение, сдерживание, распространение, длительность. То есть можно сказать, что в процессе выполнения пранаямы происходит растягивание дыхания и его контроль. К последнему можно отнести как намеренную задержку/приостановку движения воздуха, когда не осуществляется ни вдох, ни выдох, так и осознанное наполнение и опустошение лёгких.
При обычном способе дыхания мы не придаём ему значения. Это естественный рефлекс организма, программа, заложенная в теле изначально. Дыхание происходит само собой, без напряжения. Пранаяма позволяет овладеть им, познать глубину его воздействия и значения в личной духовной практике и жизни в целом. Данная наука не ставит разграничения между словами дыхание и энергия. Это суть одного и того же.
В процессе дыхания происходит движение энергии в теле. При этом она является неотъемлемой частью праны Вселенной, которая тоже циркулирует определённым образом. Пранаяма учит, как правильно согласовать индивидуальное дыхание с космическим. Тогда практикующему открывается возможность жить в ритме с дыханием Вселенной, а значит, и пребывать в согласии с собственным сознанием и гармонией нашего мира.
Древние йогины знали, что длительность их жизни определяется не днями, а количеством дыханий. Поэтому они с бережностью относились к расходу праны. Йогины учились способам медленного, равномерного и спокойного дыхания, чтобы намеренно продлить жизнь, а вместе с ней и расширить возможность для практики, постижения сути Божественного сознания.
Четвёртая ступень йоги приводит к успокоению ума. Он перестаёт пребывать во власти тревожных мыслей, острых чувств, того, на что мы тратим уйму личной жизненной силы. Ум приобретает однонаправленность. Он начинает устремляться вовнутрь, а не наружу, как обычно, спеша анализировать объекты или явления. Ум перестаёт занимать лидирующую роль в поведении человека, он становится скорее орудием, которое можно эффективно применять в своей практике. Природа ума, проявленная в желаниях и вожделениях, становится открытой для преображения.
Пранаяма оказывает активное очистительное воздействие на нервную систему. Движение энергии, импульсов по каналам становится беспрепятственным. При этом практикующий пранаяму через некоторое время может заметить, что у него повысилась концентрация внимания, пропало беспокойство из-за суетливых мыслей, улучшилась память и рефлексы, стало устойчивым эмоциональное равновесие.
Кроме того, искусство дыхания ведёт плотную работу со слизистой оболочкой тела человека, очищая её от вредных накоплений. Вследствие этого заметно улучшается физическое здоровье, перестают беспокоить, в первую очередь, простудные заболевания.
Следует учесть, что лучше не обучаться пранаяме самостоятельно. Эти мощные техники способны принести как пользу, оздоровление, так и большой вред организму при неправильном их выполнении. Подход к их изучению должен быть очень постепенным, исходя из особенностей тела человека. Крайне важно отточить до совершенства самые простые элементы пранаямы для того, чтобы перейти к более сложным.
Также нужно ознакомиться с основными правилами перед началом практики пранаямы. К ним относятся, например, чистота тела и мыслей, отсутствие пищи в желудке, подходящее время и поза для дыхательных упражнений.
В практике пранаямы важна тотальность. Каждое действие осуществляется осознанно, с высокой концентрацией. Сила и дисциплина, которые были приобретены в процессе изучения и исполнения асан, являются необходимыми элементами в практике пранаямы. Именно поэтому эти две ступени йоги следуют друг за другом.
Как говорил Б.К.С. Айенгар, «Пранаяма — это мост между физическим и духовным. Поэтому пранаяма — это сердце йоги». То есть овладение собственным дыханием является определённой переходной ступенью от внешних действий, относящихся непосредственно к телу, к внутренним глубоким практикам.
Посредством дыхательных техник начинается целенаправленная работа с умом. На выдохе практикующий избавляет его от иллюзий, на вдохе – осознаёт, что его истинное «Я» — это Вселенский Дух. А задержка дыхания – удерживание ума в этом состоянии. Это три основных элемента сути пранаямы, благодаря которым она позволяет подготовить ум для следующей ступени йоги – пратьяхары.
© Регина Кутимская, YogaBox.ru