Яма представлена пятью принципами:
1. Ахимса
Ахимса — прямой перевод данного слова означает «ненасилие», «не убивай». Несмотря на присутствие отрицательной частицы, внутренний посыл ахимсы больше склоняется в положительную сторону. Он говорит о любви, о той, что пронизывает всё мироздание.
Насилие со стороны человека часто проявляется в виде убийства животных для собственного пропитания. Выходом здесь является вегетарианство.
Также человек прибегает к насилию из-за страха в целях защитить то, что ему принадлежит или относится к его личности: тело, семья, достоинство и пр. Это происходит вследствие недоверия Вселенной, Миру.
Также человек часто подвержен беспокойству, что проявляется в суете мыслей и действий. Когда мы меняем свой взгляд на жизнь, ставим перед умом другие ориентиры, тогда мы способны прийти к внутренней гармонии.
Идущий Путём йоги наполняет свою жизнь помощью людям в обретении истинного счастья и радости. Через собственное совершенствование практик учит других улучшать себя. Он относится к ошибкам других с благосклонностью и прощением. При этом никогда не идёт против человека, совершившего злое деяние, а лишь борется с самим злом собственной любовью.
2. Сатья
Сатья — ступень йоги яма гласит о том, что второй принцип, на который следует опираться, — это правдивость. Она раскрывается в мыслях, словах и поступках.
Вся реальность нашего мира проявляет себя через любовь и правду. Они являются основами для того, кто готов постичь свою истинную природу. Если человек неискренен, то в его практике не будет гармонии, так как он идёт против фундаментальных законов йоги.
Для того, чтобы утвердиться в сатье, практику необходимо тщательно следить за своей речью. Это касается не только устранения вранья, но и оскорблений, брани, сплетен, лжесвидетельствования.
Тот человек, который избавился от злобы в уме, научился управлять своей речью, пришёл к определённому уровню контроля над своим телом. От освоившего сатью исходят лишь добро и правда. Его слова приобретают особую ценность для других людей.
3. Астея
Астея – третий принцип ямы, который означает «неворовство». Причём он не только говорит прямым текстом «не укради», но и подводит практикующего йогу к полному отсутствию желания и наслаждения тем, что есть у других людей. Вследствие этого человек не совершает дурных поступков, а также сокращает собственные потребности до минимума.
Кроме того, астея проявляется и в уважительном отношении к вещам и правам других людей. То есть мы не можем брать и использовать их без разрешения владельца.
Самая важная ценность приходит лишь к тому, кто способен избавиться от порока алчности и постичь суть астеи.
4. Брахмачарья
Брахмачарья — этот принцип ямы переводится как «целомудренное поведение». Он означает воздержание от лишней траты жизненной силы из-за беспорядочных и бессмысленных половых актов. В них человек теряет не просто семя, а огромный запас личной энергии. Усиленное сосредоточение ума позволяет сдержать выход семени из организма.
При этом брахмачарья абсолютна справедлива как для холостых, так и для семейных практиков йоги. Женитьба даже рекомендована законами йоги, и даёт человеку возможность постичь счастье высшего порядка через любовь к жене/мужу и своим детям.
Те, кто следуют брахмачарье, обогащают запасы своей жизненной силы, а также обретают понимание их разумного распределения.
5. Апариграха
Апариграха — данный аспект ямы является другой гранью астеи. Он означает нежелание чужого, свободу от накоплений, нестяжательство. То есть не нужно собирать то, что не требуется для будущего, не пользоваться тем, что не заработано. В противном случае это говорит о скудности духа и о недоверии самому себе.
Апариграха позволяет проще взглянуть на собственную жизнь, не отяжеляя её ненужными вещами, услугами. Их присутствие вызывает массу отвлекающих мыслей, суету, беспокойство ума. Освободившись от формирования накоплений, йогин добивается состояния гармонии и равновесия, а всё необходимое для жизни приходит само.
***
Из представленной информации можно сделать вывод о том, что нам уже знакомы принципы ямы, и мы часто придерживаемся их в своём поведении в обществе. Они просты и доступны для реализации каждому. Для настоящего практика важно отслеживать, всегда ли соблюдены эти законы, пребывает ли он внутреннее в том состоянии, которое они описывают, идёт ли их понимание от сердца. Тогда человек по-настоящему встаёт на Путь йоги, ведущий к абсолютной Истине.