Желания и чувства всегда являются определённой формой рабства для человека. Всё, что он делает, чем занимается в жизни, необходимо для реализации насущных потребностей. Когда нужный результат получен, тогда человек испытывает счастье, так как его ум на какое-то время, пусть даже совсем короткое, полностью останавливается. А затем рождаются новые цели, созданные властью желаний. И снова вся жизнь и энергия тратятся только на их достижение. В такой суматохе люди полностью забывают о том, для чего они приходят в этот мир. Настоящая цель жизни просто размывается многочисленными мелкими отвлечениями ума.
При этом человек склонен искать счастье и радость во внешних объектах. Материальные и проявленные элементы нашего мира для большинства людей представляют наибольшую ценность. Практикующие йогу знают, что истинная радость и даже сам Путь развития находятся внутри их самих. Для достижения данных благостей вовсе не нужно пытаться уловить их где-то во внешних поисках. Лишь усердная и искренняя практика может способствовать этому.
Для того, чтобы развивать пратьяхару, практикующему нужно глубоко понимать собственное естество. Только после этого возможна какая-либо внутренняя работа над собой.
Для формирования данного понимания в индийской философии существует концепция трёх гун. На каждую индивидуальность оказывается определённое влияние со стороны качества её сознания. Оно может быть проявлено в трёх видах, которые и носят название «гуны». В зависимости от того, какая из них больше преобладает в жизни и сознании конкретного человека (которые также являются частью всей космической материи), определяется суть его личной природы и предназначение.
- Саттва — гуна качеств добродетели, чистоты, благости. Эта гуна является основой спокойствия, ясности, уравновешенности. Саттвический образ жизни, как и два следующих, проявляется во всех аспектах существования человека. Например, представители данной гуны обладают чистыми помыслами и здоровыми телами. Им присущи скромность, постоянство, разумность. Они придерживаются вегетарианского питания. В нём преобладают свежие продукты, дающие телу жизненную силу и способствующие быстрому обновлению клеток. Такой тип питания имеет установленный режим. Кроме того, представители данной гуны предпочитают рано вставать, слушать мелодичную спокойную музыку. Для таких людей духовная сторона жизни уже открыта, и они стремятся к её всё большему постижению.
- Раджас – качества деятельности, подвижности. Индивидуальности с данной яркой выраженной гуной очень активны, неутолимы в достижении желаемого. Они ценят плоды своих трудов, и всячески стараются преумножать накопленные материальные ценности. Вследствие своей ненасытности, непостоянства представители данной гуны могут приносить страдания другим. Кроме того, через общение с такими людьми часто можно встретить нетактичное поведение. Они постоянно стремятся ублажать потребности своего тела. Раджасическая пища стимулирует избыточный огонь, агрессию, страсть. К ней относятся сухие, острые, с очень горьким, кислым или солёным вкусом продукты.
- Тамас – гуна невежества. Если в человеке она проявлена наибольшим образом, то данное качество будет всячески препятствовать раскрытию даже мало развитой части саттвы, которая по своей природе стремится познать Божественное. Также тамас будет останавливать и порывы раджаса к активной деятельности, труду, формированию материального богатства. Все сферы существования представителя данной гуны насыщены ложью, нечистоплотностью, в них отсутствует благость. Жизнью таких людей руководят очень приземлённые и даже низменные желания, многообразие которых порой зашкаливает. Человек теряется в них, и в итоге не может добиться даже каких-то небольших результатов, представляющих ценности материального мира. Питание гуны тамас наполнено тяжёлыми продуктами, такими как мясо, птица, рыба, яйца, грибы, какая-либо несвежая пища.
Идущие Путём йоги усердно изучают соотношение собственных гун. Они познают саму суть происхождения тех или иных желаний, стремлений. Какие-то из них внушаются посредством тамаса, другие же идут от раджаса. Их выявление позволяет йогину искоренять подобные элементы и максимально приблизить качество своего индивидуального сознания к саттве. Когда эта гуна становится преобладающей, человек продвигается в плане внутреннего развития, приближается к пониманию своей сути. Полное же освобождение от власти гун позволяет познать тотальное единение с Творцом.
В таком состоянии полностью утрачивается чувственное восприятие противоположностей. Например, практикующий с одинаковой степенью невозмутимости начинает относиться к крайностям добра и зла, добродетельным поступкам и нечестивым, жаре и холоду, страданиям и удовольствиям. Он знает, что все они являются естественными проявлениями нашего мира, поэтому и не оценивает их, не добавляет к ним знаки плюс или минус.
Важно понимать, что подобное состояние не отнимает у человека возможность наслаждаться благами мира. Наоборот, он становится ещё более наполненным благодаря единению со Вселенской Душой, а также освобождённым от самых ярких проявлений этого мира – рождения и смерти.
Таким образом, пратьяхара ведёт практикующего по Пути внутреннего самосовершенствования. Она сливается с последующими ступенями йоги, гармонично дополняя их, но подойти к её постижению становится возможным лишь после освоения ямы, ниямы, асаны и пранаямы.