Йога — блог Регины Кутимской

Нияма – вторая ступень йоги

Вторая ступень йоги: нияма – шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишвара пранидхана Вторая ступень системы йоги называется «Нияма». Она описывает те принципы, которые применимы для человека в индивидуальном порядке. Этот свод правил направлен непосредственно на работу с собой. Многие люди руководствуются данными принципами в своей повседневной жизни, не придавая им весомое значение.

Нияма включает пять принципов:

1. Шауча

Шауча означает «чистота». Она начинается с внешнего аспекта, то есть с тела практикующего.
Привычки, которые дают возможность очищения организма, неоценимо хороши. Например, купание смывает грязь с кожи и волос, выполнение асан чистит тело изнутри, выводя накопленные шлаки и токсины, пранаяма (дыхательные практики) насыщает организм кислородом, проветривает лёгкие, очищает нервные каналы.

При этом внешняя чистота должна сопрягаться и с внутренней. Нам следует проводить постоянную работу над очищением ума от неблагоприятных эмоций, таких как гнев, ненависть, алчность, гордыня и пр. Когда мы погружаемся в исследование внутреннего «Я», происходит сильнейшее очищение интеллекта и ума.

Также очень важной является и чистота пищи. Для того, чтобы практик продвигался на своём Пути, ему необходимо перейти на вегетарианство, если ранее он употреблял в пищу какие-либо виды мяса. Это обеспечивает однонаправленность внимания и духовную эволюцию.

Нужно понимать, что пища должна давать человеку силы, энергию, способствовать очищению организма и укреплению здоровья. Поэтому в основе питания йогина преобладают простые, свежие и сочные продукты.

Кроме того, шауча справедлива и для того места, где проходит практика. Оно должно быть чистым и сухим, приятным и комфортным.

2. Сантоша

Сантоша – второй принцип ниямы означает «удовлетворённость». К этому правилу стоит подходить с точки зрения самовоспитания. Когда ум человека пребывает в суете, постоянно испытывает недостаток в чём-либо, это отводит от практики. Если обратить своё внимание внутрь, то ум начинает вести себя спокойнее. Тогда рождается удовлетворённость (сантоша), как естественное состояние. Чем больше мы ведём внутреннюю практику, тем меньше недостатка в чём-либо испытывает ум, будь то материальные проявления, или желания обрести духовность, увидеть успешность своего Пути.

При этом спокойствие человека не должно быть сравнимо с состоянием бесчувственного мертвеца. Это скорее определённая гармония, равновесие, что является следствием утверждения внутреннего понимания практика.


3. Тапас

Тапас. Данное слово образовано от корня «тап», который переводится как «гореть», «сиять», «быть снедаемым жаром». При этом наиболее близкие слова, передающие суть этого аспекта ниямы – рвение, стремление. Чтобы указать на их усиленное значение, как раз и требуется определение «пламенный». Практикующий йогу горит жаром от силы своего рвения достичь цели. Его практики, поступки, молитвы могут обрести значение только тогда, когда он всецело устремляемся к ней. Такое состояние нельзя путать с желанием. Это проявление собственного намерения.

Приближаясь к своей истинной природе, мы многое попросту сжигаем на своём Пути: эмоции, желания, эго. Именно поэтому тапас лучше всего подходит для обозначения данного принципа ниямы. Он формирует характер человека, укрепляет его силу, даёт мудрость и целостность.

4. Свадхьяя

Свадхьяя – самообразование или исследование внутреннего «Я». Здесь важно не думать об обучении в привычном понимании. Процесс, который так хорошо всем нам знаком, вносит лишь большее разделение в общество, превозносит лекторов перед невежественными слушателями. Настоящее образование извлекает и раскрывает лучшее, что есть в человеке.

Для свадхьяи люди могут объединяться, проводить беседы от сердца к сердцу. Кроме того, можно читать и писать книгу своей жизни, видеть её изменения, совершенствование. Этот также может быть и личное изучение священных книг. В любом случае происходит углубление в суть йоги. Подобные направления означают самообразование.

5. Ишвара пранидхана

Ишвара пранидхана означает преданность Богу. Для многих этот принцип может быть не очень понятен, так как часто люди ассоциируют слово «Бог» с какой-либо религией или религиозностью в целом. Здесь же основное внимание уделяется тому, что все свои мысли и действия практик полностью посвящает изначальному творению, проявленному абсолютно во всём в нашей Вселенной. При этом состояние ишвара пранидхана развивается тогда, когда отсутствует эго, желания, укрепляется характер, присутствует баланс силы физической и духовной.

С практикой йоги ум очищается от суеты, ненужных мыслей, желания обладать материальными объектами, властью и пр. Появляется свободное пространство, которое следует заполнять мыслями о едином начале, проявленном во всём сущем. Тогда практика начинает вращаться только вокруг этого, внимание становится однонаправленным, выстраивается внутренний Путь человека.

***

Мы рассмотрели все аспекты ниямы. Отчасти их применяют многие люди в своей жизни, но для того, чтобы практиковать йогу, необходимо твёрдо следовать каждому направлению глубокой внутренней работы над собой.